Мула-бандха (нижний мышечный замок)
Мула-бандха (слово мула обозначает корень, источник, начало, в целом мула-бандха имеет значение корневой замок) способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности — геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т.д. Йогины утверждают, что регулярная практика мула-бандхи позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.
Мула-бандха и уддияна-бандха представляют собой техники, которые перераспределяют и перенаправляют праническое тепло и нервные импульсы из нижних центров в высшие, из более грубых центров в более тонкие.
Йоги считают, что когда промежность постоянно сжимается, прана (энергия) шакти, которая обычно вытекает через этот проход, перенаправляется в манипура-чакру, которая является местоположением элемента «огонь» или агни таттвы. Этот центр ответственен за поддержание температуры тела и за регулирование пищеварительного огня.
Воздействие мула-бандхи на энергетическом уровне следующее. Над промежностью внутри таза находится энергетическое образование. которое имеет форму яйца и называется канда. От него начинаются все нади. Когда мы делаем мула-бандху, канда сильно сжимается, прана вытесняется в энергетические каналы, и потоки в них усиливаются.
Мула-бандха как бы состоит из трех частей: центральной (муладхара-мудра), передней (ваджроли-мудра) и задней (ашвини-мудра). Ваджроли-мудра — это сокращение сфинктера мочевого пузыря, сопряженное с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота. Ашвини-мудра — сокращение анального сфинктера. Муладхара- мудра — сокращение мышц тазового дна; эта мудра стимулирует поток энергии вверх и ее равномерное распределение по всем каналам.
При напряжении всех этих мышц прана поднимается снизу вверх по энергетическим каналам, а после расслабления — направляется вниз, скапливаясь в манипуре-чакре.
Таким образом, практика Мула-бандха-мудры собирает энергию всех нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее «информационное» качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический потенциал которой по какой-либо причине пострадал.
Техника выполнения: Сесть в Падмасану или любую другую созерцательную позу. Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить Ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх, как в Маха-бандха-мудре. Медленно вдыхая, выполнить Ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрягать мышцы тазового дна. Общее движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы «вытеснение» его содержимого вверх. Сделать полный вдох, следует выполнить джаландхара-бандху — вытянув вверх к макушке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок — и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая Канду в нижней части внутритазового пространства. Начать выдох. Убрать джаландхара-бандху. С медленным выдохом расслабить все. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца. По мере освоения Мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову. Тогда очень легко будет проконтролировать ею нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота.
Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только десятью повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20 дважды в день».
ૐ www.hara.ru ૐ